Разделы

Содержание тем программы

Раздел 1. История  искусства

Тема 1.Введение в курс. Цель и задачи курса. Историография и источники. Формы работы и методология изучения дисциплины. Литература, предназначенная для освоения данной дисциплины. Её место и роль в процессе получения высшего образования по специальностям реклама и ССО. Использование художественных образов в профессиональной деятельности специалистов ССО и рекламы.

Литература: 1, 2, 3, 7. 9.

Вопросы для самоконтроля

1.Какова роль искусства в жизни образованного современного человека?

  1. Обоснуйте необходимость знаний по искусству для специалистов в области рекламы о ССО.

Тема 2. Искусство как составная часть всеобщей человеческой культуры. Нравственная проблематика искусства. Место искусства в жизни человека. Виды искусства, стиль писателя, художественные направления. Значение художественного наследия для человечества.

Литература: 1,4, 7, 8, 9, 13, 21, 23. 24.

Вопросы для самоконтроля

1.Каково место искусства среди других форм духовной культуры?

  1. Назовите виды искусства и кратко охарактеризуйте их. Какова их взаимосвязь?
  2. Дайте определения понятия «стиль писателя». Назовите основные стилистические особенности своего любимого писателя.

4.Художественное направление и  индивидуальный стиль писателя: их сходство и различие.

Тема 3. История искусства: общие проблемы. Архаическое искусство. Основные этапы и периоды создания произведений искусства человечеством. Особенности искусств народов мира и исторических периодов. Характеристика основных видов искусства: живописи, архитектуры, графики, прикладного искусства.

Искусство первобытного общества. Развитие «человека сознательного» и искусства в эпоху палеолита, мезолита, неолита. Эпоха бронзы и её роль в формировании художественного мышления человека.

Литература: 2, 7, 8, 9, 19.

Вопросы для самоконтроля.

1.Каковы были этапы развития первобытной культуры и искусства? В чём состояло своеобразие каждого из них?

2 Какие «жанры» искусства были ведущими на определённом этапе развития и как менялась эта картина от периода к периоду?

3.Определите основные функции первобытного искусства. Совпадают ли они с функциями современного искусства?

Тема 4. Искусство Древнего Востока. Древний Египет и его искусство: пирамиды, рельефы. Храмы, их росписи, скульптура, архитектура. Прикладное искусство в различные периоды – додинастический, древний, среднее, новое царства. Искусство Древнего Китая, Индии, Месопотамии и Месоамерики: их сходство с искусством Древнего Египта.

Литература: 1, 3, 4, 7, 8, 9.

Вопросы для самоконтроля.

1.Охарактеризуйте роль религии в древнеегипетской культуре. В чём состоит уникальность художественной культуры Древнего Египта? Что такое канон и какова его роль в искусстве древних египтян?

  1. Охарактеризуйте роль клинописи в культуре древней Передней Азии. Определите основные сходства и различия в культурах и искусстве Египта и Двуречья. Каков был вклад народов Месопотамии в мировое искусство?

3.Найдите черты сходства и различия в развитии культуры и искусства древних цивилизаций на востоке.

Тема 5. Античное искусство. Древняя Греция и Древний Рим. Архитектура, скульптура, театр, вазопись, миниатюра из камня.

Литература: 1, 7, 8,9,17, 19.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Перечислите основные этапы и особенности античной культуры .Какие основополагающие открытия были сделаны на каждом этапе? Как это повлияло на развитие искусства вообще?

2.Каким был гражданский идеал древних греков и как он воплотился в искусстве Высокой классики и эллинизма?

3.Охарактеризуйте историю формирования греческого театра и определите, чем он отличался от современного?

4.Какие новые тенденции проявились в греческом искусстве IV-I веков до н.э.?

5.Чем отличается римская система ценностей от греческой, римское искусство от древнегреческого?

.

Тема 6.Искусство народов Ближнего Востока. Ассирия, Эгея, Византия. Дворцовая и крепостная архитектура Ассирии, рельефы царских дворцов, сюжеты рельефов и росписей. Крито-микенская культура и её особенности. Византийское искусство  и его связь с римским и древнерусским искусством.

Литератур: 1,4,5, 7,8, 9, 11, 29, 31.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Назовите главные черты искусства народов Ближнего Востока. Что объединяет это искусство с древнеегипетским?

2.Каковы особенности крито-микенского (эгейского) искусства? Черты сходства и различия  крито-микенского искусства и классического греческого искусства.

  1. От Рима к Византии. Своеобразие византийского искусства.
  2. Творческое использование достижений византийского искусства в практике храмового строительства в Древней Руси.

Тема 7. Средневековое искусство Западной Европы. Искусство Древней Руси. Художественные стили: романское искусство и готическое. Архитектура, храмовая живопись, книгопечатание.

Литература: 1, 7, 8, 9,11, 18, 20.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Каково значение средневекового этапа в истории мировой культуры. Назовите важнейшие черты искусства западноевропейского средневековья, отличающие его от искусства античности.

2.Раннесредневековая культура и её влияние на формирование на искусство средних веков.

  1. Каковы основные черты романского стиля. Как они проявились в искусстве средневековья.
  2. Искусство готики. Романика и готика: сходство и различия.

5 . Своеобразие древнерусского средневекового искусства.

Тема 8. Искусство Западной Европы эпохи Возрождения  и Нового времени. Особенности живописи, архитектуры, скульптуры, графики. Искусство стран Западной Европы в XVII- XVIII веках. Классицизм и барокко. Новые стили искусства XIX века: неоклассицизм, импрессионизм, реализм и т.д. Появление фото- и киноискусства.

Литература: 1,2,7,8,9, ,26, 27.

Вопросы для самоконтроля.

1.Каковы социально-экономические истоки Возрождения? Какие особенности Ренессанса сделали это культурное явление общеевропейским?

  1. В чём основное отличие ренессансной изобразительной системы от средневековой?

3.Назовите основные периоды развития искусства Возрождения и их основные черты, проявившиеся в творчестве деятелей искусства это периода искусства.

4.Титаны высокого Возрождения и особенности их творчества.

  1. Назовите причины кризиса Ренессанса. Какое влияние оказало искусство Возрождения на развитие западноевропейского искусства?

Тема 9. Искусство России периода Нового времени. Художественные стили в живописи и архитектуре. Романтизм и реализм в живописи и музыке.

Литература: 1, 2,7, 8,9, 11, 18, 19.

Вопросы для самоконтроля.

1.Какой смысл вкладывают в понятие «национальная культура»? Можно ли это понятие отнести к русской культуре, искусству средневековья?

2.Каковы принципиальные отличия архитектуры и городской планировки Петербурга от древнерусских городов, в том числе и от Москвы?

  1. Почему именно жанр портрета получил наибольшее развитие в петровские времена? Какие черты, присущие лучшим произведениям русской живописи XVIII-XIX вв., появились уже в начальный период становления русского портрета?

4.С чем связано своеобразие московского ампира? Какие общественные идеи лежали  в основе такого архитектурного направления, как эклектика?

5.Какой отпечаток романтизм наложил на различные жанры русской живописи первой половины XIX века?

6.В чём вы видите развитие традиции национальной музыкальной школы участниками «Могучей кучки» и П.И. Чайковским?

  1. Насколько закономерным было появление передвижников в конкретный исторический период?

 Тема 10. Искусство Новейшего времени (XX век). Живопись, музыка, театр, скульптура, архитектура. Влияние революционных идей на искусство. Постимпрессионизм, модернизм, авангардизм, супрематизм, кубизм в живописи и архитектуре, театре и музыке. Особенности личности художника и её влияние на его творчество.

Литература: 1,8,9, 10, 12, 13, 21, 22, 23, 24, 26.

Вопросы для самоконтроля.

1.Какие события XX века повлияли на развитие искусства Западной Европы?

2.Перечислите направления современного искусства и назовите их основные черты и различия.

3.Назовите особенности архитектуры и скульптуры XX века.

Тема 11. Искусство народов России периода Новейшего времени. Старое и новое в искусстве на рубеже веков. Революционное, социалистическое искусство, его организация и группировки. Социальные и национальные проблемы искусства 60-80-х годов. Искусство перед лицом мировых проблем.

Литература: 1, 7, 8, 21, 24, 25.

Вопросы для самоконтроля.

  1. В какой степени идеология влияла на формирование искусства этого времени? Какая зависимость существовала между убеждениями художника и его творчеством? Помогали или мешали убеждения созданию художественного произведению?
  2. Какое искусство было востребовано тоталитарными режимами? Расскажите о судьбе Художника в эпоху тоталитаризма.

3 Национальное и общечеловеческое: связь и различия. Многонациональная литература  её место и роль в российской культуре Новейшего времени.

Тема 12. Искусство и эстетика. Искусство и средства массовой коммуникации. Понятие эстетики. Взаимосвязь искусства и эстетики. Формирование эстетического вкуса массового потребителя на произведениях искусства и рекламы. Искусство кино, телевидения, средств печатной продукции и классическое искусство, их взаимосвязь.

Литература: 10, 12, 13, 21, 23, 25.

Вопросы для самоконтроля.

1.Как процесс дегуманизации отразился в явлениях художественной культуры?

2.Чем отличается современный художественный мир от искусства прошлых культур?

  1. Каковы перспективы духовной эволюции человечества?

4.Какую роль играют СМИ в процессе духовной эволюции?

  1. Какими путями повысить художественный уровень современного рекламного продукта?

Тема 13. Типология искусства (виды, формы, образ, направления). Художник и время. Классификация искусства по общим признакам: временным, территориальным, религиозным. Глобализация искусства на рубеже тысячелетий. Судьбы художников в разные периоды истории. Характер отражение художником в своих произведениях окружающего мира и времени, в котором он жил. Художник и бессмертие.

Литература: 10, 13, 21. 24. 25.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Как вы понимаете термины «массовое» и «элитарное» искусство?
  2. Каким является место Художника в современном мире?
  3. Чем отличается современный художественный мир от искусства прошлых культур?
  4. Какие художественные произведения эпохи вызывают у вас наибольший интерес и почему?

Раздел II. Развитие литературы как вида искусства.

 

Тема 14. Литература как часть истории культуры человечества. Литература как вид искусства. Литература и другие виды искусства. Литература как отражение истории культуры народов мира, как совокупность устных, письменных и печатных произведений разных эпох развития человечества. Первые литературные памятники. Возникновение письменности народов Земли. Развитие книгопечатания. Роль и место литературы в современном мире. Литературные произведения и реклама.

Литература: 7, 8, 9, 14.

Вопросы для самоконтроля.

  1. В чём своеобразие литературы как вида искусства по сравнению с другими видами искусства?
  2. Можно ли читать качественно новой ситуацию в культуре с появлением письменности? Первые литературные памятники и современная литература: черты сходства и различия..

3.Какое влияние  на развитие литературы оказало появление книгопечатания? Когда и где была напечатана первая книга? Расскажите об истории книгопечатания в России.

  1. Реклама и художественная литература: какова их связь? Какое влияние оказывает художественная литература на развитие искусства рекламы?

Тема 15. Типология литературы: слово и образ, жанры и стили. Творческий процесс.  Слово в художественной литературе  как материал для создания художественного образа. Роды и жанры литературы. Понятие индивидуального стиля и художественное направление как идейно-художественная общность. Творчество как самопознание, самовыражение и способ преображения мира.

Литература: 8, 9, 14, 29. 32. 33.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Слово и образ: какова эволюция этих понятий в процессе развития литературы как вида искусства?

2.Когда появилось разделение искусства по видам?  Чем отличается современные представления о структуре видов и жанров литературы от существовавших ранее? Как это характеризует мировой литературный процесс?

  1. Назовите время возникновение индивидуального стиля и литературного направления?

Каким образом взаимодействуют эти понятия в рамках отдельной творческой судьбы? Приведите конкретные примеры.

  1. Что такое творчество и какова его роль в процессе самосовершенствования отдельной творческой индивидуальности и общества?

Тема 16. История мировой литературы. Античная литература. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. Боги и герои. Древнегреческий эпос и драматургия.

Литература: 17, 30, 32, 33, 34.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Античная культура, её особенности, периодизация.

1.Миф как жанр литературы, типология мифов, мифологическая основа художественной культуры и искусства Древней Греции. Греческие мифы и их отношение к познанию, религии и художественному творчеству.

2.Понятие творчества в художественной культуре Древней Греции.

  1. Кого греки называли героями? Как представлены деяния героев в мифах, гомеровском эпосе и древнегреческих трагедиях и драмах?

4.Связан ли театр Древней Греции с мифами и преданиями? Какова роль театра в жизни древнегреческого полиса? Назовите имена великих греческих драматургов и охарактеризуйте особенности их творчества. Какое значение имел театр для воспитания греческого гражданина?

  1. В чём заключается непреходящее значение древнегреческой культуры?

Тема 17. Литература эпохи средневековья. Исторический фон и временные рамки. Устное народное творчество, проблематика и идейно-художественное своеобразие. Героический эпос.

Литература: 14, 17, 20.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Раскройте причины кризиса эстетического миросозерцания языческого типа. Сопоставьте образ совершенного человека в средневековой и античной цивилизации. В чём заключается своеобразие средневекового художественного мышления?

2.Ознакомьтесь с литературными памятниками романской эпохи (поэзия вагантов, трубадуров, миннезингеров). Определите, в чём состоит их идейно-художественное своеобразие.

  1. Какова художественная направленность карнавальной и рыцарской культуры?
  2. Какова роль музыки и литературы в жизни человека средневековья? Какой из этих видов искусства играл более значительную роль в жизни человека средневековья и почему?
  3. Средние века часто ассоциируются с тёмными мрачными временами. Справедливо ли это?

Тема 18. Литература эпохи Возрождения. Данте, Э. Роттердамский,С. Брант Ф. Рабле: идейно-художественные особенности их творчества. Ориентация на гуманистический идеал человеческого общества. Литература Востока: Омар Хайям, Фирдоуси и другие. Европейская литература и её характерные черты в произведениях В. Шекспира, Сервантеса.

Литература: 14, 17, 19, 20, 27, 29.

Вопросы для самоконтроля.

1.Как мы сегодня воспринимаем понятие «Возрождение»? Чем отличались люди эпохи Возрождения от людей средневековья?

2.Какова роль античной культуры в формировании Возрождения? Назовите мифологические сюжеты, излюбленные мастерами Возрождения. Чем можно объяснить этот интерес?

  1. Кратко охарактеризуйте период Проторенессанса. Почему Данте в «Божественной комедии» помещает в ад души не только убийц, лжецов, сладострастников, но и души равнодушных людей, которые ничем не проявили себя в земной жизни?

4.Прочитайте фрагменты «О зависти и злобе», «О самовлюбленности», «Об астрологии», «О подхалимстве», «О замалчивании правды», «О застольном невежестве» из поэмы С. Бранта «Корабль дураков». Изменились ли требования к культурному человеку в наше время?  В чём вы видите сходство между книгой С. Бранта «Корабль дураков» и Э.Роттердамского «Похвала глупости»?

5.Как вы понимаете строки из сонета Петрарки: «Но низкое желание мечами эдемскими гонимо. Мир свидетель, что красота и чистота — едино». Каково место Петрарки в общей картине Возрождения?

6.Какие черты эпохи Возрождение нашли отражение в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»? Почему французский писатель избирает сатирическую форму изложения своих взглядов на жизнь и общество? Какие приёмы сатиры он использует в своём повествовании? Вспомните известные вам произведения-утопии. В каких случаях авторы прибегают к такого рода повествованию?

7.Расскажите об отличиях литературы Востока от литературы Западной Европы. Традиция и новаторство в понимании литературы Востока.  Что такое «жанровый канон» и каково его влияние на развитие литературы? Кратко охарактеризуйте идейно=художественное своеобразие поэмы Фирдоуси «Шах-наме». «Рубаи» Омара Хайяма и их художественное своеобразие.

  1. Расскажите об этапах творчества В. Шекспира. Прочитайте трагедию «Гамлет». Какие явления жизни вызывают неприятие автора и почему? В чём непреходящая ценность личности Гамлета? Как решает Шекспир проблему столкновения гуманной личности с обществом, судьбу самого гуманизма в антигуманном мире в трагедии «Король Лир»? Тема любви и дружбы в «Сонетах» В. Шекспира.

9.Испанское Возрождение, в чем его своеобразие? «Дон Кихот» — нешуточная пародия на рыцарские романы.

Тема 19. Древнерусская литература. Периодизация и своеобразие развития. Общность с фольклором. «Средневековый историзм», гражданственность и патриотизм, художественное своеобразие древнерусской литературы. Высокая общественная  ответственность её создателей.

Литература: 15.

Вопросы для самоконтроля.

1.Как возникла литература на Руси, с чем связано её появление? Можно ли считать летопись («Повесть временных лет») «энциклопедией средневековой жизни»?

2.Какие фольклорные традиции сохранились в древнерусской литературе?

  1. Какие особенности литературного процесса XII-начала XIII в. свидетельствуют о наступлении нового этапа развития русской культуры? «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника» — ярчайшие памятники древнерусской литературы домонгольской Руси.

4.Какие тенденции в литературе XIV-XV вв. свидетельствуют о росте национального самосознания русского народа? «Слово о погибели Русской земли» и «Задонщина» — гимн родине и героизму русского народа, отстоявшего Русь.

  1. Имело ли место в России Возрождение европейского типа? «Повесть о Петре и Февронии», её идейно-художественное своеобразие.

Тема 20. Литература Нового времени. Особенности литературы Франции XVII века (Жан Лабрюйер, Ларошфуко Лафонтен, Монтень, Блез Паскаль, Шарль Перро; драматургия Франции Нового времени: Мольер, Корнель, Расин и др.). Английская литература  эпохи Просвещения ( Дефо, Ричардсон, Филдинг, Свифт и др.). Литература стран европейского континента XVIII-XIX веков (Гюго, Шиллер, Гёте, Жорж Санд, Распе, Бюргер и т.д.) Литература Востока (Китай, Япония, Индия, Ближний и Средний Восток) XVII-XIX веков.

Литература: 14, 27, 35,36, 37.

Вопросы для самоконтроля.

1.Классицизм – явление прогрессивное и исторически закономерное. В чём заключается сущность классицизма и как она проявляется в литературе? .

  1. Конфликт долга и страсти в трагедиях Корнеля и Расина.
  2. Тема просвещения и её воплощение в творчестве французского комедиографа Мольера. Обличение человеческих пороков и «блестящей» аристократии в комедиях драматурга.

4.Басни эпохи Просвещения как реалистическое воплощение картин жизни Франции второй половины XVII века.

  1. «Робинзон Крузо» Д. Дефо – художественное воплощение новых черт человеческой личности, сложившейся в результате победы буржуазных общественных отношений в Англии XVII века, гимн во славу человека-труженика.

6.Изъяны буржуазного прогресса, запечатлённые в сатирико-фантастическом романе Д. Свифта «Путешествия Гулливера»; своеобразие и многогранность комических приёмов, использованных автором.

7.Революционная направленность французского Просвещения. Тема воспитания нового человека в литературе Франции Нового времени.

  1. Борьба немецких писателей-просветителей за национальное самосознание народа. Страстный протест против всякого рабства, угнетения, подавления личности , интерес к исключительным личностям – характерные черты «штюрмерской драмы». Творческое воплощение кардинальных изменений в общественном сознании в творчества И.-В. Гёте, стремление к познанию мира во всём его многообразии. Трагедия «Фауст» — гимн творческим дерзаниям человека., стремящегося к познанию и преобразованию мира.
  2. Литература Запада и Востока XVII-XIX веков: сходство и различия.

Тема 21. «Золотой век» русской литературы (1-я половина XIX века). А.С. Пушкин и его современники. Расцвет поэзии и романтической повести, «романов в стихах». Общее и особенное в развитии западноевропейской и российской литературы.

Литература: 15,35, 36, 37.

Вопросы для самоконтроля.

1.Какие факторы общественной и политической жизни предреформенной России оказали влияние на развитие национальной культуры?

2.Русский философ XX века Н.А. Бердяев назвал А.С. Пушкина «ренессансным человеком». Что в личности и творчестве великого поэта позволяет нам согласиться с этим утверждением? Расскажите об этапах творческого пути А.С. Пушкина. Есть ли у вас любимое произведение А.С. Пушкина? Охарактеризуйте его, аткуально ли его содержание?

3.Назовите основные этапы творчества Н.В. Гоголя. Какие новые стороны русского национального характера раскрыл Гоголь в своих произведениях, как можно охарактеризовать особенности его творческого метода7 Было ли случайным обращение писателя к религиозно-мистической форме в «Выбранных местах из переписки с друзьями»? Согласны ли вы с оценкой В.Г. Белинским творчества Гоголя?

Тема 22. Литература России второй половины XIX века. От «золотого века» к «серебряному». Первые литературные произведения Ф. Достоевского, Л. Толстого и других писателей этого периода. Критический реализм в русской литературе. Литературная критика В. Белинского, Н. Добролюбова. Национальная литература народов Российской империи: Т. Шевченко, А. Мицкевич,  Г.Сенкевич, ДунинМарцинкевич и др.

Литература: 8, 9, 15, 32.

Вопросы для самоконтроля.

1.Какие формы оппозиционности режиму имели место в общественной жизни пореформенной России? С чем связано возрастание общественной роли интеллигенции в этот период?

  1. Как евангелические идеи и традиции древнерусской литературы отразились в творчестве Ф.М. Достоевского?
  2. В чём сущность философско-религиозных исканий Л. Толстого? Как они отразились в его творчестве и на характере повествования?
  3. Можно ли утверждать, что национализм как явление общественной жизни изначально чужд русскому народу?

Тема 23. «Серебряный век» русской литературы конца XIX – начала XX века. Вклад А. Чехова в литературу, в частности в драматургию. Своеобразие творчества А. Блок, В. Брюсова, А. Белого, М. Цветаевой, А. Ахматовой, В. Ходосевича и др. и отражение в нём характера времени. Творческие объединения писателей и поэтов России начала XX века («Мир искусства», символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.). Отражение в литературе революций первых десятилетий в России.

Литература: 15, 16, 38, 39.

Вопросы для самоконтроля.

1.как вы можете объяснить необычайное многообразие форм историко-культурного процесса в России на рубеже XIX-XX веков?

  1. Какие особые черты присущи реализму XIX-XX веков? Докажите это на конкретных примерах. Д. Мережковский считал главной причиной упадка литературы в России в конце XIX века господство реализма. Можно ли согласиться с этим мнением? Обоснуйте свои выводы.
  2. Попробуйте проследить связь различных литературных течений с основными направлениями общественной мысли в конце XIX- начале XX века.
  3. Почему рубеж XIX-XX веков принято называть «серебряным веком» русской поэзии? Какое из направлений этого времени вам ближе? Почему?
  4. Какими творческими исканиями отмечена жизнь русского театра на рубеже XIX-XX веков? Можно ли в современной театральной жизни видеть продолжение и развитие этих исканий?
  5. Какие модернистские течения в русском искусстве начала XX века получили широкое мировое признание?
  6. Какие художественные принципы объединяют древнерусскую иконопись и живопись модернистов?

Тема 24. Русская литература 20-80-х годов XX века. Многоплановость и многообразие советской литературы 20-х годов XX века. Идеологическая направленность советской литературы и её влияние на качество литературного творчества. Развитие  литературы народов СССР, её формы, содержание, образы героев и врагов. Советская многонациональная драматургия на сценах театров СССР. Судьбы писателей в советскую эпоху. Диссидентское  движение среди писателей 60-80-х годов XX века. Творческая интеллигенция и власть.

Литература: 14, 15, 16, 31, 32, 37, 38, 40, 41.

Вопросы для самоконтроля.

1.По мнению некоторых критиков, советская многонациональная литература является прообразом будущей мировой литературы. Согласны ли вы с этой точкой зрения?

  1. Что в содержании произведений многонациональной литературы является основанием для такого рода интеграции? Какова роль русской классической литературы в формировании многонациональной литературы?
  2. Какова, по вашему мнению, дальнейшая судьба многонациональной литературы народов России? Братских народов бывших советских республик?
  3. Назовите ваше любимое произведение многонациональной литературы. Сделайте его анализ.

Тема 25. Литература русского Зарубежья. Три «волны» русской эмиграции и развитие русской литературы за рубежом. Мемуары  и воспоминания  литературной и политической элиты русского Зарубежья (И. Бунин, А. Куприн, А. Керенский, П. Милюков, А. Деникин и т.д.)  Художественные особенности  произведений русских писателей-эмигрантов (И. Бунин, И. Шмелёв, Тэффи, В. Набоков и др.). Значение литературы русского Зарубежья для современной России.

Литература:  8, 10,12, 13, 15, 16, 38.

Вопросы для самоконтроля.

1.Назовите центры русской эмиграции за рубежом. Как местоположение каждого из них сказывалось на характере творчества писателей-эмигрантов?

  1. Каково было влияние советской литературы на развитие русской литературы за рубежом? И литературы зарубежья на литературу Советского Союза? Каково место и влияние мемуарной литературы на формирование литературы эмиграции?

  1. Можно ли считать литературу зарубежья составной частью русской литературы вообще? В чем проявлялась эта общность?
  2. Тема «одиночества и свободы» является доказательством общности двух литератур. Какое воплощение нашла она в творчестве писателей рубежа веков? Проиллюстрируйте это утверждение на примере творческого пути одного из писателей русского зарубежья.

Тема 26. Литература России на рубеже XX-XXI веков. Литература в профессиональной деятельности специалистов по ССО и рекламе. Влияние на ситуацию в российской литературе перехода страны к рыночным отношениям. Смена приоритетов и духовных ценностей. Элитарная литература и «массовое» сознание. Литература и её применение в рекламе. Роль и место литературы в профессиональной деятельности и общей культуре человека  XXI столетия.

Литература: 42, 43, 44, 45.

Вопросы для самоконтроля.

1.Как, по вашему мнению, отразились на развитии искусства переход страны к рыночным отношениям и смена приоритетов и духовных ценностей?

  1. Массовое сознание и массовая культура: как связаны эти понятия? Появление массовой культуры – это отражение процесса размывания духовных ценностей или естественный этап в условиях смены ОЭФ? Как взаимодействуют литературный и рекламный текст? Место рекламы в духовной культуре человечества: прошлое, настоящее, будущее.

 

5.Темы контрольных заданий и методические рекомендации к ним.

             Студент  «набирает» себе контрольное задание из предложенных  вариантов, расположенных под буквенными индексами (см. пункты 5.1. 5.2, 5.3, 5.4).

. Из предложенных заданий студент-заочник выбирает три  и даёт на них развернутые ответы. Например: 5.1 (А), 5.2 (Д) и 5.4 (К). Комбинацию заданий студент выбирает, исходя из круга своих интересов, но их должно быть не менее трёх и обязательно из разных разделов.

            При наличии альтернативных вариантов, обозначенных одной буквой, студент вправе выбрать один из них, руководствуясь собственными предпочтениями.

5.1: «Архаическое искусство»

А).Расскажите об особенностях живописи первобытного человека и этапах её развития, обоснуйте правомерность  утверждения учёных о «реализме» ИЗО первобытного человека.

А) Расскажите об особенностях графики и прикладного искусства первобытного человека и этапах их развития.

А) .Расскажите об особенностях скульптуры. первобытного человека и этапах их развития.

_____________________________________________________________________________

Б) В чём и как проявился синкретический характер первобытной культуры? Расскажите о чертах синкретизма в одном из народных обрядов (календарных, свадебных, культовых и т.д.) Можно ли говорить о проявлении этого древнего качества в современных массовых мероприятиях, в СМИ ?

_____________________________________________________________________________

В) Расскажите о первых архитектурных сооружениях древнего человека. Используйте сведения о находках современных учёных, относящихся к эпохе мегалитических сооружений.  Какие архитектурные особенности мегалитов используют современные архитекторы?

_____________________________________________________________________________

5.2: «Художественная культура Древнего мира»

Г) Определите ведущие темы и образы искусства Месопотамии. Какими причинами и обстоятельствами они были обусловлены? Какое место занимало искусство в жизни жителей Месопотамии? Какие художественные находки народов Междуречья используют современные деятели искусства и культуры?

Г) Определите ведущие темы и образы искусства Египта. Какими причинами и обстоятельствами они были обусловлены? Какое место занимало искусство в жизни египетского общества? Какие художественные находки народов Египта используют современные деятели искусства и культуры?

Г) Определите ведущие темы и образы искусства Китая. Какими причинами и обстоятельствами они были обусловлены? Какое место занимало искусство в жизни китайского общества? Какие художественные находки народов Китая используют современные деятели искусства и культуры?

Г) Определите ведущие темы и образы искусства Китая. Какими причинами и обстоятельствами они были обусловлены? Какое место занимало искусство в жизни китайского общества? Какие художественные находки народов Китая используют современные деятели искусства и культуры?

Г) Определите ведущие темы и образы искусства Индии. Какими причинами и обстоятельствами они были обусловлены? Какое место занимало искусство в жизни индийского общества? Какие художественные находки народов Индии используют современные деятели искусства и культуры?

_____________________________________________________________________________

Д) В творчестве каких русских поэтов и писателей XIX-XX веков проявился интерес к искусству Древнего мира? Какие художественные ценности стали предметом изображения в творчестве А. Пушкина, И. Бунина, А. Ахматовой, Н. Гумилёва и др.? Какие мысли и чувства вызывают данные артефакты у русских поэтов?

_____________________________________________________________________________

 5.3: «Художественная культура античности, средних веков и Возрождения»

Е) Расскажите о главных особенностях эгейской (крито-микенской), гомеровской и архаической культуры древних греков. Чем, по-вашему, вызвано её столь бурное развитие? Существует ли преемственность между эгейской и античной культурами? В чём это проявляется?

Е) Искусство Высокой классики и эллинистического периода Древней Греции, его отличительные особенности и связь с предыдущими периодами. В каких произведениях этих периодов наиболее полно воплотились характерные черты искусства и умонастроения греков этого периода? В чём это проявилось?

Е) Искусство Древнего Рима и периода возникновения христианства. В чём сходство и различия искусства Древней Греции Древнего Рима? Какие достижения древнеримского искусства оказали сильное влияние на эволюцию общеевропейского искусства? Какое произведение искусства Древнего Рима произвело на вас наибольшее впечатление и почему? Какие обстоятельства коренным образом повлияли на характер раннехристианского искусства? В чём коренное отличие христианского искусства от античного?

_____________________________________________________________________________

Ж) Дайте краткую характеристику романского искусства. Опишите самое значительное, на ваш взгляд, художественное явление романского искусства.

Ж) Дайте краткую характеристику готического искусства. Опишите самое значительное, на ваш взгляд, художественное явление готического искусства.

Ж). Назовите черты средневековья в искусстве Византии. Опишите самое значительное, на ваш взгляд, художественное явление византийского искусства.

Ж) Назовите главные отличительные черты искусства Древней Руси. Опишите самое значительное, на ваш взгляд, художественное явление древнерусского искусства.

3) Предвозрождение.

З) Особенности итальянского Возрождения.

З) Северное Возрождение.

5.4 «Художественная культура Нового и Новейшего времени»

И) Искусство барокко и рококо.

И) Искусство классицизма и сентиментализма.

И) У истоков критического реализма.

И) Импрессионизм и натурализм.

К) Охарактеризуйте одно из направлений XX века (темы, идей, образы, художественное своеобразие). Опишите наиболее понравившееся вам произведение изобразительного искусства, архитектуры, музыки и т.д., относящееся к Новейшему времени.

5.5 Требования к содержанию и оформлению контрольного задания

          Контрольное задание  предполагает самостоятельное освоение студентами основных сведений по истории развития искусства.

            При выполнении контрольного задания автор может пользоваться литературой как из указанного в методическом пособии списка, так и вне его; а также материалами Интернет.

            Текст контрольного задания необходимо сопровождать видеорядом, обращение к которому в процессе написания контрольной работы должно сопровождаться примечаниями.

            Обязательной составной частью контрольного задания является список использованной литературы.

            Контрольное задание должно быть оформлено соответствующим образом.(см. Приложение 1). Выполненное контрольное задание  студент сдает в учебный отдел ИЗО.

  1. Темы курсовых работ и требования к оформлению курсовой работы

Тему курсовой работы студент выбирает самостоятельно.

Студент может предложить свою тему курсовой работы и, если она окажется полноценной в научном и учебном плане, то кафедры рекламы и ССО могут утвердить её в качестве  темы курсовой работы.

6.1. Темы курсовых работ

  1. Искусство и человек: взаимодействие и значение искусства в жизни человека.
  2. Искусство первобытного общества.
  3. Развитие искусства в эпоху палеолита, мезолита и неолита.
  4. Искусство Древнего Египта.
  5. История создания и открытия египетских пирамид.
  6. Западноевропейское искусство I-го тысячелетия новой эры.
  7. Искусство Древней Эллады.
  8. Искусство Древнего Рима.
  9. Византийское искусство V- VII веков.
  10. Особенности античного искусства.
  11. Искусство Европы в V- VIII веках: дороманское искусство.
  12. Искусство стран Арабского Востока.
  13. Искусство Халифата VII-IX веков.
  14. Искусство Индии и Юго-Восточной Азии.
  15. Искусство Китая.
  16. Художественные связи Византии с другими странами.
  17. Искусство балканских славян XIII-XV веков.
  18. Искусство проторенессанса в Италии.
  19. Живопись эпохи Возрождения.
  20. Архитектура эпохи Возрождения.
  21. Литература эпохи Возрождения.
  22. Испанское искусство XV- XVI веков.
  23. Искусство Нидерландов XV- XVI веков.
  24. Искусство Франции XV- XVI веков.
  25. Немецкое искусство XV- XVI веков.
  26. Искусство стран Западной Европы в XVII веке.
  27. Живопись в странах Западной Европы в XVIII веке.
  28. Особенности искусства стран Европы в XIX веке.
  29. Искусство США конца X I X – начала XX века.
  30. искусство и революция 1917 года в России.
  31. Архитектура Древней Руси.
  32. Русская живопись в средние века.
  33. Портретная живопись в России XVIII века.
  34. Развитие искусства в России в XIX веке: живопись, архитектура, скульптура, графика, иконопись.
  35. Авангардное искусство а России в начале XX века.
  36. Искусство в послереволюционной России.
  37. Монументализм в искусстве революционной России.
  38. Искусство тоталитаризма в СССР.
  39. Искусство тоталитаризма а Европе.
  40. Художественная литература как особый вид человеческой культуры.
  41. Древнегреческие мифы как отражение истории человечества.
  42. Древнегреческий эпос.
  43. Троянский цикл древнегреческого эпоса.

44.Одиссея и её герои.

  1. Библейские истории, их роль в развитии человеческой культуры.
  2. Литература европейского средневековья.
  3. Литература Среднего Востока в средние века.
  4. Особенности литературы Франции Нового века.
  5. Особенности литературы Великобритании XVIII- XIX веков.
  6. Литература стран Востока XVIII- XIX веков.
  7. Русский фольклор.
  8. Первые письменные памятники Древней Руси.
  9. Герои древнерусского эпоса.
  10. Развитие книгопечатания в России.
  11. История книги в России.
  12. Русская литература XVIII века.
  13. «Золотой век» русской литературы.
  14. Русская романтическая повесть 20-40-х годов XIX века.
  15. Критический реализм в русской литературе.
  16. Театр в России.
  17. «Серебряный век» русской литературы.
  18. творческие объединения художественной интеллигенции России в начале XX века.
  19. Национальная литература народов России в дооктябрьский период.
  20. Революция и интеллигенция России.
  21. А.Чехов и русский театр.
  22. Российская поэзия первых десятилетий XX века.
  23. Литература русского Зарубежья первой половины XX века.
  24. Судьбы художественной интеллигенции в 20-30-е годы XX века.
  25. Тема войны в литературе XX века.
  26. Тема войны в искусстве XX века
  27. Тема Великой Отечественной войны в искусстве XX века.
  28. Тема Великой Отечественной войны в литературе XX века.
  29. Искусство на рубеже тысячелетий.
  30. Литература на рубеже тысячелетий.

6.2. Общие требования к курсовой работе

            Курсовая работа по дисциплине «Искусство и литература» в основе своей носит реферативно-аналитический характер с элементами творчества по применению материала курса в своей будущей профессиональной деятельности.

     Курсовая и  работа обязательно должна состоять из

  • вводной части,
  • основной части,
  • заключения,
  • списка использованной литературы,
  • оглавления.

 

При использовании иллюстраций в тексте  курсовой работы они помещаются в качестве  Приложения в конце работы и все подписываются: автор, название, год создания.

Объём  курсовой работы не должен быть менее 30 страниц форматом листа А 4 через 1,5 интервала. К  курсовой работе предоставляется дискета Word 98 или 2000 в формате RTF (дискета обязательно должна быть проверена на вирус).

Во вводной части обосновывается выбор темы, её актуальность. Определяется объект исследования, формулируются цели и задачи, даётся анализ использованной литературы, краткая характеристика основных разделов, практического применения темы в профессиональной деятельности.

В основной части не должно быть более 3-х или 4-х разделов, где даются научно-теоретические положения, являющиеся результатом работы студента над литературными источниками, отвечающими целям и задачам работы, а также — последний раздел основной части работы должен быть посвящён результатам творческого  использования материала в той или иной сфере будущей профессиональной деятельности

            В заключении делается вывод о практической значимости изучения вопроса и рекомендации по его применению.

В конце работы может быть приложение, в котором студент может отразить своё видение применения художественных образов искусства и литературы в профессиональной деятельности: рекламе или другом проекте.

6.3. Рекомендации по организации и оформлению результатов курсовой работы

             При оформлении курсовой работы необходимо

  • правильно оформить титульный лист (см. Приложение 2);
  • в список использованной литературы включается не только та литература, на основе которой написана работа, но и вся литература по данной теме;
  • при оформлении работы необходимо соблюдать следующие поля:
    1. левое—2,5 см,
    2. правое – 1см,
    3. верхнее – 2см.
    4. нижнее – 2см.

Формат набранного на компьютере материала 17,5×24 см (длина строки, высота напечатанного текста).

При наличии Приложения необходимо дать в тексте пояснения. Если в работе дано несколько приложений, то каждое начинается с заголовка «Приложение» и даётся его порядковый номер (1,2,3 и т.д.), а также  его смысловое значение.

  1. Глоссарий

Жанры и роды литературы (от франц. genre – род, вид) – повторяющиеся во многих произведениях не притяжении истории развития литературы единство композиционной структуры, обусловленной своеобразием отражаемых явлений действительности и характером отношения к ним художника. Понятие рода – наиболее обобщающее и исторически устойчивое: деление литературы на роды возникло с самых древних эпох. Оно вызвано необходимостью различного подхода к изображению основных форм проявления человеческой личности: объективно, во взаимодействии с другими людьми и событиями во всей сложности жизненных процессов (эпос); субъективно, в переживаниях и раздумьях (лирика); в действии, в конфликте (драма).

Идеал эстетический – художественное представление о желаемом и должном, точнее изображение прекрасного как должного. Применительно к литературе  — это тот художественный мир, который возникает в произведении из соотнесения жизни, как она есть и какой она должна быть в представлении Художника (писателя, художника, музыканта и т.д.).

Модернизм (от франц. мoderne — современный) – типологический термин для искусства XX века, применяется для обозначения самых разных нематериалистических течений в искусстве.

Художественность –- способность искусства  познавать жизнь  и отражать её в художественных образах.

Художественный образ, образное  отражение жизни  — основная особенность искусства, картина человеческой жизни. При помощи которой Художник своё отношение к поведению людей, к явлениям природы, и, показывая их в произведении, стремится вызвать такое же отношение и у читателя. Отбирая в жизни типичное, повторяющееся, выражающее сущность жизненного явления. Художник одновременно сохраняет индивидуальные особенности жизненной обстановки (интерьер), внешности человека (портрет), природы (пейзаж) и т.д.

Художественное творчество, творческий процесс – сменяющие друг друга стадии работы (наблюдения, отбора, определения своего отношения, творческое переработки и воплощение в образах ) Художника над произведением.

Художественное направление (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, натурализм, импрессионизм и т.д.)– творческое единство Художников, близких друг к другу по своей идеологии, пониманию жизни и отношению к существенным её явлениям, что определяет повторяющиеся в их произведениях идейно-художественные особенности: отбор жизненные явлений и их освещение, построение сюжета, черты характера, которые они считают типическими, художественные средства, к которым они постоянно обращаются, особенности языка.

 

  • — Дина, г. Москва

    работа отличная,спасибоооо

  • — Щерб…ва Юлия

    Добрый вечер, спасибо вам большое, за помощь, может за где то за терпение, защита прошла на 4)
    Спасибо еще раз, это большая часть  ваша заслуга )

  • — Д.И.

    Доброе утро!
    Спасибо Вам огромное за Ваш профессионализм!
    Защитилась на 5 😊

  • — Андрей К.

    Добрый день) Курсовую работу защитил, все отлично) спасибо.
    Скоро напишу Вам по дипломной работе. Там работа должна быть скоординирована с лабораторной работой у Анны Николаевны Жилкиной, ну вы знаете )

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы