Разделы
 НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ «НИНХ»
 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Методическое руководство по организации самостоятельной работы студентов соответствует внутреннему стандарту НГУЭУ

Вариант 1.

Теоретическое задание 1.

Мамардаршвили М.К. Введение в философию.- М., 1996.

Вопросы к тексту.

Предварительные замечания.

1. Почему нельзя определить философию?

2. Каковы корни, источники философского мироощущения и знания?

3. Что такое «человеческое в человеке»?

4. Каковы способы существования философии в культуре?

5. Что можно ожидать от встречи с философией?

Появление философии на фоне мира.

1. Когда, где и как возникает философия?

2. Чем отличается философия от мифа?

3. Что такое «вода» Фалеса, «огонь» Гераклита, число пифагорейцев?

4. В чем состоит особенность философского способа понимания мира?

5. Что такое проблема?

6. Что такое понимание?

7. Специфика феномена человека в природе?

8. Как возможна проблема истины?

9. Что значит знать?

10. Что такое миф?

11. Что такое культурная память? Для чего люди занимаются ритуалами?

12. Как соотносятся человеческое и вневременное (символическое)?

13. Основной вопрос философии?

14. Определение философии? С чего действительно начинается философия?

15. Чему удивляется философ? Что означает фраза Сократа «познай самого себя»?

16. Что понимается под космосом?

Ситуационное задание 1.

1. Протагор считает: «Человек есть мера всех вещей, существующих что они существуют, несуществующих что они не существуют».

2. Аристотель возражает Протагору: «Такое можно сказать, но так думать нельзя».

3. Э.Гуссерль идет еще дальше в своих возражениях: «Человек есть мера всех вещей»? Так могут думать только в сумасшедшем доме.

Дайте собственный ответ на вопрос: почему так «нельзя думать» и почему «так могут думать только в сумасшедшем доме»?

В том случае, если Вы согласны с Протагором, аргументируйте свою позицию.

 

Вариант 2.

Теоретическое задание 2.

Платон. Пир// Платон. Сочинения: В 3-х томах.- М., 1970.- Т.2.

Вопросы к тексту

1. Как автор описывает возникновение современного человека?

2. Как автор связывает любовь и природу человека?

3. Какие представления об Эросе сталкиваются в диалоге?

4. Мог ли Бог быть субъектом любви в представлении эллинов?

5. В чем Платон видит различие «мнения» и «знания»?

6. В чем автор видит двойственность Эрота?

7. Почему Эрот – философ?

8. Что Платон понимает под терминами «счастье» и «творчество»?

9. Что, по Платону, является подлинным предметом любви?

10. Как Платон описывает проявление бессмертного начала в смертном существе?

11. Как Вы понимаете мысль, что любовь вовсе не есть стремление к прекрасному, а является стремлением «родить и произвести на свет в прекрасном»?

12. Как эволюционирует предмет любви? Как Платон представляет направленность этой эволюции?

13. В каком смысле, по Платону, любовь к прекрасному самому по себе необходима?

Ситуационное задание 2.

Ш. Нуцубидзе в своей книге «Основы алетологии» обосновал мысль о том, что философствование вообще невозможно, если философ изначально не признает существование самой Истины.

1. В какой познавательной ситуации в философии возникает вопрос о критерии истины?

2. Приведет ли отказ от выработки критерия истины к расцвету субъективизма в философии?

3. Каким образом в философии обеспечивается объективность?

 

Вариант №3.

Теоретическое задание 3.

Аристотель. Политика// Аристотель. Собр. соч.: в 4-х томах. – М.: Мысль, 1983.- Кн.7.

Вопросы к тексту

1. Что предлагается Аристотелем для выяснения наилучшего в том или ином государственном устройстве?

2. Какие три блага, по Аристотелю, существуют?

3. Общее и особенное между этими благами?

4. Можно ли, по Аристотелю, найти общее между счастьем отдельного человека и государства?

5. Достаточной ли характеристикой наилучшего государства является отмеченное Аристотелем: «…наилучшим государственным строем должно признать такой, организация которого дает возможность всякому человеку благоденствовать и жить счастливо»?

6. Какое место должны в жизнедеятельности государства занимать вопросы, связанные с заботой о воинских делах?

7. Какие цели, по Аристотелю, должны быть у государства, располагающего наилучшим строем?

8. Что, по Аристотелю, должно быть в распоряжении государственного деятеля?

9. Что можно считать характерным для авторского подхода к проблемам народонаселения и территории?

10. Согласны ли Вы с предложением Аристотеля разделить человеческую жизнь на занятия и досуг, на войну и мир, а направления деятельности человека «частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное»?

11. Каким, по Аристотелю, должно быть воспитание и обучение детей?

12. На какие периоды, по Аристотелю, должно быть подразделено воспитание?

Ситуационное задание 3.

«Вопрос о существовании внеземной жизни… подобен любой другой научной проблеме. Его решение зависит от единодушия: если большинство авторитетных ученых признают свидетельства о внеземной жизни достаточным, то ее существование станет «научным фактом». То же случилось с устаревшей теорией флогистона или светового эфира…» (Корлисс У.)

Определите:

1. С позиции какой теоретико-познавательной позиции выступает автор?

2. Возможно ли «единодушие» в науке?

3. Насколько данное утверждение согласуется с целью научного познания?

4. Что означает «научный факт»? Можно ли согласиться с автором в его понимании?

 

Вариант 4.

Теоретическое задание 4.

Бэкон Ф. Новый органон// Антология мировой философии.- М., 1970.- Т.2.- Кн.1.- С.193-216.

Вопросы к тексту

1. В чем состоят недостатки общепринятой логики?

2. Какие два пути отыскания и открытия истины предлагает автор и в чем их различие?

3. Основные виды призраков, по Бэкону, являющихся причинами заблуждений в познании?

4. Природа призраков рода?

5. Природа призраков пещеры?

6. Природа призраков рынка?

7. Природа призраков театра?

8. В чем Бэкон видит недостатки философии Аристотеля?

9. Какой урон естественной философии, по Бэкону, нанесла религия?

10. Какие три рода деятельности в науке выделяет Бэкон и с чем их сравнивает?

Ситуационное задание 4.

«Равенство состоит в том, чтобы неимущие ни в чем не имели большей власти, чем состоятельные и чтобы верховная власть принадлежала не одним, но всем в равной степени (по количеству). Таким способом, думают они, в государстве осуществляются равенство и свобода» (Аристотель).

1. Что такое «равенство», по Аристотелю?

2. Какие пути достижения равенства предлагает Аристотель?

 

Вариант 5.

Теоретическое задание 5.

Декарт Р. Начала философии// Антология мировой философии.- М., 1970.- Т.2.- С.231-255.

Вопросы к тексту

1. Почему для разыскания истины необходимо сомнение?

2. Что является первым несомненным заключением?

3. В чем состоит основное различие между телом и душой, по Декарту?

4. Что Декарт понимает под мышлением?

5. Как Декарт доказывает существование Бога?

6. Какие два вида мыслей выделяет Декарт и в чем он видит разницу между ними?

7. Что автор понимает под ясным и отчетливым восприятием?

8. Каковы, по Декарту, два разряда восприятий?

9. Что такое субстанция?

10. Что такое атрибут? Каковы, по Декарту, атрибуты субстанции?

11. Причины наших заблуждений, по Декарту?

12. Каковы условия правильного философствования, по Декарту?

Ситуационное задание 5.

«Мы прибегаем к философии всякий раз, когда имеем дело с обобщениями, выходящими за пределы отдельной науки или комплекса наук. Мы прибегаем к ней, когда нам приходится иметь дело с определением моральных ценностей» (Данем Б.)

Определите:

1. О какой функции философии говорит автор?

2. На каких особенностях (чертах) философского знания основана эта функция?

 

Вариант 6.

Теоретическое задание 6.

Конт О. Курс позитивной философии// Антология мировой философии.- М., 1970.- Т.3.- С.553-577.

Вопросы к тексту

1. Каков основной закон развития человеческого ума?

2. Что значит теологическое состояние человеческого ума?

3. Как автор понимает метафизическое состояние человеческого ума?

4. Характеристики позитивного состояния человеческого ума?

5. Какие доказательства приводит Конт для обоснования своего основного закона?

6. Чем оправдано теологическое и метафизическое состояния ума?

7. Основные недостатки теологического состояния ума, его несовместимости с позитивным мышлением?

8. Основная характеристика позитивной философии, по Конту?

9. Принцип позитивного объяснения явлений. Примеры позитивного объяснения?

10. Этапы и современное ему состояние позитивного объяснения?

11. Какие явления еще не вошли в сферу позитивной философии и почему?

12. В чем состоит проблема разделения умственного труда и каковы сильные и слабые стороны специализации?

13. Какое усовершенствование процесса разделения умственного труда предлагает автор?

14. В чем состоят два основных общих приема изучения функций нашего ума (мышления)?

15. Наиболее важные, по Конту, результаты позитивной философии?

Ситуационное задание 6.

«Философия не является одной из наук. (Слово «философия» должно обозначать нечто, стоящее над или под, но не рядом с науками).

Цель философии – логическое прояснение мыслей. Философия – не учение, а деятельность. Философская работа, по существу, состоит из разъяснений. Результат философии не «философские предложения», а достигнутая ясность предложений.

Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и отчетливыми…» ( Л.Витгенштейн)

1. Как автор определяет предмет философии?

2. Можно ли говорить о философии как деятельности?

3. В чем отличие взглядов Л. Витгенштейна на философию от ее классической трактовки?

4. Исчерпывает данное понимание предмет философии?

 

Вариант 7.

Теоретическое задание 7.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм// Сумерки богов.- М., 1989.

Вопросы к тексту

1. В чем неоправданно обвиняют экзистенциализм по мнению Сартра?

2. Какие разновидности экзистенциализма выделяет автор?

3. Каково исходное основание экзистенциальной философии?

4. У какой формы бытия, по Сартру, «существование предшествует сущности» и как автор истолковывает этот тезис?

5. Как Вы понимаете суждение «человек становится таким, каким он сделает себя сам»?

6. В чем состоит ответственность человека, по Сартру? В чем состоит связь тревоги и ответственности?

7. В каких смыслах Сартр употребляет термин «субъективизм»?

8. Как соотносятся выбор человека и ценности? И каков характер ситуации выбора?

9. Как Сартр истолковывает тезис Ф.М.Достоевского «если Бога нет, то все дозволено»? Почему он может быть назван исходным принципом атеистического экзистенциализма?

10. Что означает тезис «человек – это свобода»? Почему, с точки зрения Сартра, человек осужден быть свободным?

11. Каково содержание экзистенциала «отчаяние» по Сартру?

12. Каково содержание понятия «гуманизм»? Чем не устраивает Сартра классическое определение гуманизма?

13. Почему, с точки зрения Сартра, экзистенциализм отказывается рассматривать человека как цель?

14. Как Вы понимаете тезис «человек находится постоянно вне себя»?

15. Каков смысл экзистенциалистического гуманизма?

Ситуационное задание 7.

К.Маркс заметил: «…Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

1. Как соотносятся между собой идеальное и материальное?

2. Является ли идеальное особой субстанцией?

3. О каком преобразовании идет речь? В форме чего существует это преобразование?

 

Вариант 8.

Теоретическое задание 8.

Ясперс К. Философская вера// Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М., 1991.- Лекция 3.- С.442-455.

Вопросы к тексту

1. Назовите наиболее распространенные концепции природы человека? Кто их автор? Изложите их основное содержание?

2. Назовите основные вопросы, касающиеся проблемы человека, которые решаются средствами науки и представляют существенный интерес для философии?

3. Назовите наиболее интересные теории человека, претендующие на знание о человеке в целом? Возможно ли целостное знание о человеке и мире, исходя из одного или из нескольких принципов? Если нет, то почему?

4. Каковы основные следствия абсолютизации аспектов исследования человека?

5. Основные вопросы собственно философской проблемы человека, по Ясперсу?

6. В каком смысле автор говорит о «конечности» человека?

7. Каковы возможные способы прорыва человеческой конечности с точки зрения Ясперса?

8. Возможен ли идеал человека? Если нет, то почему?

9. В чем состоит ценность человека? Как Вы это понимаете?

10. Что может помешать человеку в его самореализации, по Ясперсу?

11. Как вы понимаете тезис «он действительно знает себя как человек только тогда, когда будучи открыт для бытия в целом, живет внутри мира в присутствии трансценденции. Принимая свое наличное бытие, он все же настойчиво стремится к бытию». Нужно ли человеку трансцендировать и если «да», то зачем?

12. Что такое философская вера? Каковы следствия человеческого неверия с точки зрения автора?

Ситуационное задание 8.

Г.В.Лейбниц в своей книге «Новые опыты о человеческом разуме» отмечает, что в душе (сознании) присутствуют истины разума. Эти истины есть «предрасположение, задаток, преформация, которая определяет нашу душу и благодаря которой эти истины могут быть извлечены из нее».

1. В рамках какой философской традиции выполнено это суждение?

2. Кто является основателем этой традиции?

3. Назовите представителей противоположной традиции и приведите их аргументы.

 

Вариант 9.

Теоретическое задание 9.

Соловьев В.С. Смысл любви// Соловьев В.С. Избранное.- М., 1990; Соловьев В.С. Соч.: В 2-х томах.- М., 1988.- Т.2; Отдельная брошюра.

Вопросы к тексту

1. Как В.Соловьев оценивает биологическую ценность любви?

2. Какую особенность усложнения животных отметил автор?

3. Что автор имеет ввиду под индивидуализацией любви?

4. В чем содержание представления о любви как средстве биологического отбора и как В.Соловьев критикует это представление?

5. Каково отношение Божественного Промысла к человеческой любви в истолковании Соловьева?

6. В чем автор видит специфику человека как завершения мирового процесса?

7. В чем автор видит различие космогонического и исторического процессов?

8. Что означают слова В.Соловьева о том, что человеческое сознание обладает всеобъемлющей формой?

9. Как связаны любовь и истина?

10.Как автор аргументирует мысль, что любовь не враждебна индивидуальности человека?

11.В чем автор видит положительные и отрицательные стороны эгоизма?

12.Какой тип человеческого сознания санкционирует эгоизм?

13.В чем существо любви, позволяющее преодолеть эгоизм?

14.При каких условиях любовь способно победить эгоизм?

15.В чем В.Соловьев усматривает несовершенство материнской любви?

16.В чем автор видит «задачу любви»?

17.О чем свидетельствует способность к идеализации предмета любви по Соловьеву?

18.Какие «три начала» в человеке выделяет Соловьев?

19.В чем В.Соловьев видит различие в отношениях Бога и тварного мира, с одной стороны, мужчины и женщины, с другой?

20.В каком смысле любовь нуждается в вере по Соловьеву?

21. В каком смысле Божественная любовь предшествует любви человеческой?

22.В чем автор видит двойственность предмета истинной любви?

23.Почему религиозная вера и нравственный подвиг не преодолевают физической смерти?

24.Каковы характеристики вещественного мира?

25.В чем автор видит «смысл любви»?

Ситуационное задание 9.

«Человек есть синтез душевного и телесного. Однако такой синтез немыслим, если эти два начала не соединяются в чем-то третьем. Это третье есть дух» (С.Кьеркегор)

1. Что такое человеческое «я»?

2. Что приводит к синтезу души и тела?

3. Назовите философов, взявших в качестве исходного пункта своей философии единичного субъекта?

 

Вариант 10.

Теоретическое задание 10.

Хайдеггер М. Европейский нигилизм// Проблема человека в современной западной философии.- М., 1988

Вопросы к тексту

1. Чем отличается понимание субъекта в античной философии и философии Нового времени?

2. Что такое «круг непотаенности» для автора?

3. Какое новое отношение к миру заключено в формуле Декарта «мыслю, следовательно, существую»?

4. Какие критерии истинности знания формулирует философия после Декарта?

Теоретическое задание 10.

«Именно в глубь жизни ведет нас интуиция, то есть инстинкт, ставший незаинтересованным, осознающим самого себя, способным размышлять над своим предметом и безгранично расширять его» (А.Бергсон)

1. Что такое разум?

2. Что такое интуиция?

3. Как соотносятся разум, интуиция, инстинкт?

 

Структура контрольной работы.

1. Титульный лист.

2. Теоретическое задание – «Реферат по изученному первоисточнику».

3. Ситуационное (практическое) задание.

4. Список литературы, используемый для написания контрольной работы.

  • — Виктория, Ужгород.

    Оперативно помогли. Работу сдала на 5, единственная из потока. Спасибо!

  • — Катерина, гор.Москва

    Здравствуйте! В отзыве у научного руководителя по диплому нет вообще никаких вопросов,замечаний или выявленных недоработок – СПАСИБО Вам еще раз за качественное выполнение моей дипломной работы!!!!

  • — Оксана, Москва

    На самом деле очень хороший сайт. Прислали качественно выполненную работу, полностью соответствующую ожиданиям. Определенно сохранен в закладках.

  • — Валерия)

    получила работу, спасибо большое, все очень оперативно, буду рекомендовать Вас!